Справляться с ошибками.

Виктория Бутич
3 min readDec 2, 2018

--

В психологии есть понятие фрустрационной толерантности. Упрощенно, это про то, насколько быстро мы встаем и идем дальше, после того, как потерпели неудачу. На прошлой неделе мне пришлось несколько раз вспомнить про это понятие.

Я хочу рассказать о том, как я справляюсь со своими неудачами и ошибками, которые иногда бывают очень болезненными. Чем больше ошибка, тем больше риск расшатать самооценку.

Мне очень помогает понятие локуса контроля, который должен быть внутренним. Про это понятие очень много пишет единственный блогер, которого я читаю регулярно и уже давно: evo_lutio.

Когда я ошибаюсь в чем-то важном, я часто ощущаю, как меня начинает внутренне качать. Правда, с каждым разом все реже и реже, потому что я тренируюсь. Но серьезные или болезненные ошибки все равно на какое-то время выбивают у меня почву из-под ног. Как проявляется расшатанность? Это когда вы начинаете мысленно (или даже не мысленно уже) искать помощи, того, кто успокоит, скажет, что не все так плохо, или что все наладится, или расскажет, как решить возникшую проблему. Так называемое “нужно с кем-нибудь обсудить”.

Мое самое первое правило: пока я не вернула себе внутреннюю устойчивость, я не должна делать вообще ничего. Нельзя обсуждать с кем-то, нельзя хаотично пытаться что-то исправить, нельзя извиняться и посыпать голову пеплом. Пока вы неустойчивы изнутри, вы не контролируете ситуацию, а любые обсуждения ошибки либо расшатают вас еще больше, вплоть до паники (если тот, к кому вы пошли за советом, станет нагнетать, рассказывая, какие последствия могут наступить), либо приведут вас к полной потере контроля над ситуацией (если человек станет успокаивать вас, говорить, что все не страшно и не имеет значения, а вы начнете верить, потому что это и хотели услышать). Устойчивость, только потом действия.

Если я чувствую, что земля уходит из-под ног, я направляю все усилия на фиксацию на настоящем, потому что только в настоящем можно действовать. Прошлое изменить невозможно. Мысли в стиле “что же я наделал” и “что же теперь будет” вообще никак не помогают ни вам, ни окружающим. Из прошлого можно достать только одно: можно сделать выводы, проанализировав, что привело к ошибке. Но сделать это можно только вернув себе устойчивое состояние.

Мое второе правило: взять на себя ответственность за свою ошибку, признать ее (для начала, для себя). Да, ошибка это почти никогда не результат только наших действий. Обычно, это наше решение или действие + цепочка внешних обстоятельств, сложившихся не так, как нам бы хотелось. И в нашей культуре принято как раз на эти внешние факторы и валить всю вину. У нас во всех бедах виноваты то родители, то школа, то государство. В общем, заготовленных привычных оправданий несчетное количество. Но я считаю, что невозможно ничему научиться, пеняя на обстоятельства. Хотя дело даже не в этом.

Есть много исследований, которые утверждают, что признание ошибки, а особенно приведение данных, объясняющих, почему ошибку допустили, почти не снижает лояльность к компании у потребителей. В отличает от историй, когда все списывают на форс-мажор или внешние факторы. Говорят, что все потому, что если вы признаете за собой неудачу, то вы с большой долей вероятности больше таким же образом не поступите, контроль в ваших руках. А вот если все списали на внешние факторы, значит контроля над ситуацией у вас нет, то есть, она может повториться.

Я уверена, что люди точно так же относятся к ошибкам менеджера.

Кстати, признание ошибки часто — это просто действие. Когда вы демонстрируете изменившуюся модель поведения. Иногда обстоятельства требуют, чтобы мы извинились вслух. Но чаще всего нет. Я бы сказала, что явное признание ошибки и обозначение новой модели поведения почти всегда необходимо только в отношениях с руководителем.

И третье мое правило: не думать о том, что подумают “люди” и “что же теперь будет”, а просто работать дальше. Ни про что нельзя знать наверняка, пока будущее не станет настоящим. Всегда раньше, когда я представляла “что же будет” в красках, я оказывалась очень далека от действительности. На самом деле, большинству людей все равно. Но мысли о будущем в таком ключе мешают вернуть уверенность в себе. Поэтому, “делай что должно и будь что будет”.

Я ненавижу совершать ошибки. Мне очень трудно их осознавать и признавать. Но я вижу, как меняются мои отношения с людьми с ростом моих навыков обращения с собственным несовершенством, и на работе и в жизни.

А еще, мне очень понравился Ted Talk на эту тему.

--

--

Виктория Бутич

Консультант, независимый директор по разработке http://butsich.by/ или англоязычный вариант https://www.linkedin.com/in/vbutsich/